В 1919 г. В.Я.Попов, житель деревни Тит, коми-охотник, обнаружил на берегу р. Воркута черный горючий камень и в 1921 г. послал его образцы в Москву. В 1930 г. геолог Г.А.Чернов провел первую профессиональную разведку. Анализы проб показали высокое качество угля. На следующий год на Воркуту направилось рке несколько изыскательских групп. Вместе с ними были и специалисты, пробурившие первую скважину. В 1932 г. заложили две наклонные шахты.
Так началась разработка богатейшего в европейской части России месторождения коксующихся углей. Но о серьезных работах не могло быть и речи до решения транспортной проблемы. Поначалу предлагалось строительство 60-километровой узкоколейной железной дороги от поселка Рудник до р.Уса (оно началось в 1933 г.), а затем — речная транспортировка по Печоре. Однако заполярная зима сковывала реки с октября до июня, и путь этот не мог использоваться. Соответственно и доставка материалов, оборудования, продовольствия была сопряжена с большими трудностями. Поэтому в 1937 г. принято решение о соорркении железнодорожной линии Воркута — Коноша через Ухту и Котлас. Началось оно с двух сторон каждого из четырех участков дороги. К тому же Великая Отечественная война сделала потребность в воркутинском угле настоятельной. В этих условиях к концу 1941 г. трасса была сдана в эксплуатацию, и строительство шахт Воркуты обрело смысл.
Первая шахта работала в своеобразном режиме: зимой шахтеры рубили уголь, а с начала навигации все ее работники на пристани Воркута-Вом круглосуточно разгрркали оборудование и грузили на баржи уголь, добытый за зиму. Строительство первой крупной шахты «Капитальная» началось в 1937 г. Одновременно создавали и шахтерский поселок с жильем, медицинскими, учебными, торговыми, коммунальными учреждениями и энергетическую и продовольственную базу, организовывали местный транспорт. Надо было сразу и очень быстро строить не только здание шахтного подъема, но и детский сад, и литейный цех, и скотный двор (первые животноводческие совхозы начали создавать здесь в 1931 г.). Чтобы обустроить жизнь людей на долгие годы, нужны были ТЭЦ, лесообрабатывающий завод и кирпичный. В чрезвычайных обстоятельствах наладили обжиг извести, чтобы иметь цемент. Построили завод шлакоблоков, где в качестве наполнителя использовали горелую породу терриконов. Всем гражданским строительством в Воркуте руководил инженер В.Д.Меркурьев.