22 марта 2021 года в Государственной Думе РФ фракция КПРФ в Государственной Думе провела парламентские слушания на тему: «Человеческий потенциал России и стратегия «Образование – для всех».
Слова вынесенные в заголовок статьи принадлежат лидеру КПРФ Г.А.Зюганову. Это тот случай, когда я на 100 процентов с ним согласен. Сегодня я пишу эту статью с большой тревогой за будущее нашего образования. После года ковидного периода это были первые большие слушания по образованию. Накануне этих слушании прошли собрания общественности. Самым заметным из них была се 8 сессия Конгресса работников сфер образования, науки, культуры и техники (КРОН-8) «Пути преодоления кризиса образования, науки, культуры, экономики России»
За время этих двух событий от многочисленных ораторов стало понятно, что положение не только тяжелое, но и порой критическое.
Я позволю в рамках этой публикации перечислить основные проблемы нашего образования по мнению участников КРОН сегодня( на основе резолюции конгресса)
- Закрепить в федеральных законах приоритетность целей развития образования, культуры, науки и здравоохранения в деятельности Правительства. В частности, Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» необходимо дополнить статьёй 40 «Государственные гарантии приоритетности образования» Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и внести в него другие изменения, предложенные Движением «Образование – для всех».
- Отменить или внести изменения в федеральные законы, вызвавшие массовые протесты в обществе:
- закон №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», направленный на сокращение бюджетных расходов вместо развития бюджетных сфер (необходимо законодательно закрепить принципы бесплатности и общедоступности в течение всей жизни в сферах образования и культуры);
- закон №253-ФЗ о «реформировании» Российской академии наук;
- закон о повышении пенсионного возраста № 350-ФЗ;
- закон № 44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части закупок для проведения научно-исследовательских работ,
а также отменить и пересмотреть соответствующие подзаконные акты.
Translator
- Предлагаем Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации:
- довести в ближайшие 5 лет в консолидированном бюджете затраты на развитие человека (образование, здравоохранение, наука и культура) с 9% до 20% внутреннего валового продукта. В частности, в здравоохранении — с 3,5% до 7%, в образовании с 4% до 9%, в науке с 1% до 3%, в т.ч. до 0,45% — на фундаментальные исследования.
- создать возможности для совершенствования экспериментальной базы исследований, расширенной подготовки кадров всех специальностей, необходимых для динамичного роста благосостояния народа и безопасности страны, увеличения количества исследователей в науке, привлечения детей к заинтересованному раскрытию творческих способностей и воспитанию в духе сотрудничества и коллективизма.
- Отозвать законопроекты, продвижение которых идёт вопреки общественному мнению, без учета позиции профессиональных сообществ:
- о внедрении дистанционного образования, законопроект № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
- № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности),
- Все нововведения, касающиеся педагогических и научных работников, должны быть научно обоснованными и экспериментально проверенными, перед внедрением должны пройти этап широкого научного и общественного обсуждения с одобрением педагогическим и научным сообществом.
- Предотвратить приватизацию и коммерциализацию действующих учреждений и организаций в сферах науки, образования, культуры, здравоохранения и соответствующих элементов инфраструктуры, реорганизацию, «оптимизацию» учреждений, в ходе которых разрушаются профессиональные и творческие коллективы, научные школы, уничтожаются национальное достояние и духовный потенциал общества.
- Восстановить показавшую лучшие качества отечественную систему фундаментального образования, в том числе естественнонаучного, инженерного, гуманитарного и педагогического.
- Восстановить систему общего среднего образования, в единстве воспитательного и образовательного компонентов.
- Отменить внедрение срочного трудового договора, «эффективного контракта», «профессионального стандарта», сертификата на право работы в сфере образования. Вернуть заключение бессрочных трудовых договоров для всего профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных работников. Ввести норматив срока избрания по конкурсу — на 5 лет — для профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования.
- Вернуть выборность на конкурсной основе главных должностных лиц в образовательных и научных организациях – ректора, директора института, декана, заведующего кафедрой — ВСЕМИ педагогическими и научными сотрудниками организации или данного подразделения организации на равной основе, с правом отставки любого должностного лица при выражении ему недоверия со стороны профессионального сообщества.
- Минимизировать отчетность учителей, научных и научно-педагогических работников, а также образовательных и научных организаций, перед руководством учреждений, вышестоящих организаций и статистических органов.
- Ввести предельные нормы аудиторной (контактной) нагрузки преподавателей вузов на ставку — не более 520 часов в год (одну треть годового фонда рабочего времени преподавателя) и не более 18 часов в неделю при 36-часовой рабочей неделе в Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»).
- Вернуть аспирантуру из системы высшего образования, куда она была переведена законом об образовании 273-ФЗ, в систему подготовки научных кадров.
- Ввести срок 5 лет как минимально допустимый для смены принятых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).
Из этого документа становится понятным, что научная общественность страны не отказывается от диалога с властью.
Ученые, педагоги хотят диалога и процветания своей страны и просят советоваться с ними при принятии важнейших решений в сфере образования
Поэтому очень точно сказано, что ошибочные действия в образовании сильней последствий любой войны для любого государство.
В свое время Президент США Д. Кеннеди сказал «Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой»
Америка в дальнейшем сделала выводы из космического полета первого человека в космос.
Теперь пришло время сделать вывод современной России и перестать экономить на образовании.
Translator