Город-герой Керчь

Керчь — крупный портовый город в Крыму, расположенный на восточном побережье Керченского полуострова. От Анапы до Керчи через Крымский мост всего 127 км. Этот автобусный экскурсионный маршрут (за 1200 рублей) пользуется наибольшим спросом среди туристов. Однако можно воспользоваться и другим вариантом – электричкой от Анапы до Керчи за 900 рублей туда и обратно.
Одна только поездка по Крымскому мосту – уже интересная экскурсия. Это грандиозное инженерное сооружение вызывает восхищение. Его протяженность 19 км. Он является самым длинным мостом России и одним из самых протяженных мостов Европы.
Конструкция моста обеспечивает беспрепятственное прохождение судов по акватории любого размера. Ширина судового хода под мостом составляет 185 м, а высота 35 м.
Началу строительства предшествовал огромный объем проектировочных, научно-изыскательных и археологических работ. На территории строительства было проведено археологическое исследование, поиск воинских захоронений и взрывоопасных предметов.
Масштабные исследования были необходимы, чтобы при возведении моста обойти участки с высокой сейсмической активностью, грязевыми вулканами, неоднородным грунтом морского дна и тектоническими разломами. Исследованию подверглась территория площадью 56 гектаров, и на ней археологи нашли около 1 миллиона артефактов. Примерно 100 тысяч из них имеют важное научное значение и передано в музеи Тамани и Керчи.
В ходе подготовки места для строительных работ, была построена технологическая дорога длиной 50 км.
При строительстве надо было учитывать многие неблагоприятные факторы: топкое илистое дно, агрессивное воздействие соленой воды, постоянные волнения моря, возможность ледохода, сейсмическую активность. Для Керченского пролива характерны сильные ветры и штормы в период с октября по апрель.
Тем не менее, Крымский мост был возведён в рекордно короткие сроки. В феврале 2014 г. только начались изыскательные работы, а уже в мае 2018 года состоялось открытие автомобильного движения по мосту. Поезда пустили в декабре 2019 года. Теперь попасть из Тамани в Керчь можно за каких-то 15 минут.
Основные характеристики моста: пропускная способность Крымского моста – 40 000 автомобилей в сутки; 6 полос для движения транспорта: автодорога на 4 полосы и два пути железной дороги; конструкцию поддерживают 595 опор; 7000 свай вбиты на глубину 12-105 м, стоимость проекта около 228 миллиардов рублей.
Проектировщики утверждают, что в течение 100 лет Крымскому мосту не потребуется ремонт, он выдержит сейсмическую активность в 9 баллов.
Некоторые считают, что мост обошелся слишком дорого. Я же думаю, что нельзя мерить деньгами объект, имеющий историческое и геополитическое значение. Крымский мост не просто соединил Россию и Крым географически, он стал началом экономического преобразования Крыма.
Насколько Крымский мост вызывает восхищение, настолько же город Керчь вызывает сожаление. Однако – все по порядку.
Керчь – один из старейших городов Европы. Начинался он с вершины горы Митридат, возвышающейся над ним на 90 метров. В V веке до нашей эры здесь находился древний город Пантикапея, который был столицей античного государства Боспор, объединявшего греческие города и народы части Крымского и Керченского полуостровов и Тамани. В пору расцвета он занимал около 100 га. Главным божеством-покровителем Пантикапеи являлся Аполлон, ему и был посвящён главный храм акрополя. Город был хорошо оборудован: имелись водосборники, водоотводы, отводы нечестот, хранилища продуктов, вина, зерна.
В античные времена прекрасным видом с горы на море любовался царь Митридат Евпатор – грозный и мудрый владыка всей акватории Черного моря. Этот человек знал 24 языка, прекрасно владел всеми видами оружия, был смел, силен и красив. Но даже он не смог противостоять нашествию Древнего Рима. Не пожелав сдаться в плен, он отравил членов своей семьи, и повелел телохранителю убить его. Останки царской семьи были погребены в акрополе Пантикапеи на вершине горы. На сегодняшний день сохранились лишь фундаменты старого города.
Двадцать шесть веков город переходил от одной цивилизации к другой. Здесь жили греки, римляне, византийцы, турки, славяне.
От центра города к вершине горы ведет большая Митридатская лестница. Она была построена в 1840 году по проекту итальянского зодчего Александра Дигби. Задумана была как связь времён, как дорога в виде 432 ступеней от древней цивилизации, первого города Пантикопеи до нашего времени. С трех смотровых площадок на разных высотах открывались великолепные виды на город.
Время и войны (Крымская и ВОВ) разрушили лестницу, и много лет она находилась в аварийном состоянии. В 2015 году, когда окончательно обвалился один из её пролётов, лестница была закрыта. В сентябре 2016 года на Большой Митридатской лестнице побывали президент России Владимир Путин и российский премьер-министр Дмитрий Медведев. После того, как Путин дал поручение на восстановление Митридатской лестницы, как федерального объекта культурного значения, реконструкция ускорилась. Планируется, что к осени 2021 года великолепная, белоснежная мраморная лестница с грифонами (мифические защитники города Керчь с телом льва и головой орла) и вечерней подсветкой предстанет перед глазами восхищённых туристов и горожан. Скоро она станет одним из самых значимых туристических объектов Крыма.
С другой стороны горы есть еще малая Митридатская лестница, но она также разрушена и не используется.
За час пребывания в городе, я могла увидеть только те объекты, что находятся в центре города. В первую очередь – это Храм Иоанна Предтечи.
Византийская церковь Иоанна Предтечи была построена предположительно в VIII веке. Это один из старейших византийских храмов в России. Сооружение в значительной степени сохранило свой первоначальный облик. По мере того, как Крым переходил из рук в руки, это здание служило нескольким религиям: византийской, мусульманской, католической, греческой, русской.
В XIX веке к западной части церкви пристроили колокольню в псевдо византийском стиле, и осветили храм в честь св. Иоанна Предтечи, который по преданию проповедовал в этих местах.
На храме имеется памятная доска в честь архимандрита Луки Крымского (в миру – знаменитого учёного и врача Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), который родился в Керчи в 1877 году, а в 1995 г. причислен к лику местночтимых святых в Крымской епархии, а через пять лет почитание его было распространено на всю Русскую Церковь.
К важным историческим культурным объектам относятся Романовская гимназия (находится под реставрацией) и картинная галерея.
В царское время Керчь была лучшим городом в Таврической губернии. При советской власти город превратился в крупный индустриальный центр. В 1940 году здесь на 70 крупных предприятиях работало более 40 тысяч человек. Основу промышленности составляли: металлургия, судостроение, судоремонт, рыболовство, переработка рыбы, стекольное производство, железорудное производство.
Во время ВОВ все предприятия были разрушены, но к 1980 году многие из них были восстановлены. Очередной упадок наступил в девяностые, когда Керчь находилась в составе Украины. В этот период многие предприятия были остановлены, разграблены и разрушены, а жители разъехались кто куда. Население Керчи в 1989 году составляло 174,4 тыс чел. , а в 2014 г. -148 тыс. (по итогам переписи населения в Крымском федеральном округе в 2014 г.).
Например, Камыш-бурунский железорудный комбинат еще в 1980 г. производил 9 млн.тонн руды, а на сегодняшний день от него остались лишь развалины.
В 1980 году объединение «Керчьрыбпром» добывало и перерабатывало 380 тысяч тонн рыбы, имея в составе до 48 крупнотоннажных рыболовных и рыбоперерабатывающих судов. Сегодня объединение перешло в разряд убыточных и вот-вот обанкротиться.
Сегодня в городе работает Керченский металлургический завод, выпускающий стальное и чугунное литье, а также эмалированную посуду и завод «Маяк», специализирующийся на литье деталей из чугуна и стали.
Обидно, что город-герой Керчь находится в таком плачевном состоянии, особенно, если вспомнить, какие жертвы были принесены его жителями в годы ВОВ. За время оккупации были убиты 15 тысяч мирных жителей. Из них 7 тысяч расстреляны в Багеровском рве. Более 14 тысяч угнаны в Германию. 20 тысяч погибли в Аджимушкайских каменоломнях. Во время Керченско-Эльтигенской десантной операции погибли более 7 тысяч бойцов и командиров. Керчь освобождали большой кровью. В боях за Керчь 146 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.
В 1973 году Керчи было присвоено звание город-герой.
В память о погибших в годы Великой отечественной войны на вершине горы Митридат были возведены обелиск Славы и Вечный огонь, которые видны из любой точки города. С вершины горы открывается прекрасная панорама Керченского пролива, порта и современного города.
Когда-то Керчь была крупным морским портом со своими судостроительными и судоремонтными предприятиями, сегодня его загруженность, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
В целом Керчь производит грустное впечатление: разбитые дороги, уничтоженные предприятия, разрушенные частные дома, в плачевном состоянии архитектурные памятники. Впечатление такое, словно бы здесь недавно проходили военные действия. Многие жители города бросили свои дома и уехали из-за невозможности найти работу. Это кажется более чем странным, если учесть уникальное географическое положение и большой экономический потенциал Керчи, как туристического, индустриального, транспортного и рыбоперерабатывающего центра.
Фото Крымского моста заимствовано с сайта architectureguru.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *