В этом году на юбилей ВДНХ(1 августа) довелось снимать праздничный заезд мотоциклистов Почетного эскорта ФСО России. Вот именно тут я и узнал о наличии музей ГОН на ВДНХ. Праздники закончились,а идея побывать там осталась. Теперь расскажу , что я там нашел

В Москве на ВДНХ заработал музей ГОНа — Гаража особого назначения. Подразделения ФСО (Федеральной Службы Охраны), обслуживающего первых лиц страны. И которое при СССР было частью 9-го Управления КГБ.

Delaunay-Belleville 24 CV с двигателем — по документам — 45 л.с. и забавным VIN: 4979. 1906–1908 гг. вып. (шасси и кузов). С доставкой и растаможкой эта машина стоила меньше, чем просят в Москве за обычный ЗиС-110!

Принято отсчитывать историю ГОНа от собственного Его Императорского Величества (Николая Второго) гаража, начало которому положил купленный в 1906 году князем Владимиром Орловым трипль-фаэтон Delaunay-Belleville С4 40/45 CV.
Гараж официальный статус получил только годом позже, именно в начале 1906 года в Красном селе под Петербургом младший брат Государя великий князь Михаил Александрович впервые прокатил царскую семью на французском фаэтоне.

На выставке ГОНа, если быстренько миновать (потом вернемся!) заглавные монументальные «членовозы» и войти в действительно исторический зал, можно увидеть — не трите глаза! — настоящий Delaunay-Belleville. Разумеется, не тот, что возил Николая II, тот был черным, а этот красный, к тому же с индексом 24 CV, а не 45 CV (хотя различия между ними минимальны). Но это оригинальный автомобиль, не реплика, он специально куплен для этой выставки.
Delaunay-Belleville 24 CV с двигателем — по документам — 45 л.с. и забавным VIN: 4979. 1906–1908 гг. вып. (шасси и кузов). С доставкой и растаможкой эта машина стоила меньше, чем просят в Москве за обычный ЗиС-110!

Изначально эта машина «жила» в Испании и у нее испанский кузов, построенный по конкретному заказу на французском шасси. Почти все сохранившиеся до сей поры Delaunay-Belleville — в значительной степени новоделы, кузова обновляют, разрушающиеся части заменяют новыми… Но именно этот экземпляр все еще может похвастать «родным» кузовом. Машина на ходу, до 1978 года она участвовала в испанских ретропробегах и выставках. Потом ее продали в Англию, откуда машину выкупил коллекционер из Вильнюса Альфредас Эйтутис. Из Литвы Делоне и приехал в Москву. У нас есть возможность посмотреть, как выглядела эта машина в частном музее Эйтутиса.

Delaunay-Belleville 24 CV

За ленинскую машину «отдувается» другой Rolls-Royce, тоже модели 40/50, но уже более поздний, взятый напрокат из одной частной коллекции. Комиссары в не шибко пыльных шлемах любили эту марку и к 1925 году приобрели в кремлевский гараж девять новых английских «лимузинов», это не считая шести десятков подержанных Роллсов. И дальше покупали бы, но англичане в 1927 году разорвали с СССР всякие отношения, и торговые, и дипломатические. Хотя, по некоторым сведениям, закупки Rolls-Royce окольными путями продолжались до 1935 года.


Rolls-Royce 40/50 не был передовым автомобилем своего времени, он брал комфортом, а не характеристиками. Шестицилиндровый двигатель объемом 7,5 литра развивал 75 л.с. и разгонял тяжелое (более 2000 кг) «торпедо» до 125 км/ч. Именно эти параметры приведены в сопровождающих материалах

Соответственно, ГОНУ исполнилось 100 лет: официально его история отсчитывается от 1 января 1921 года.

Название «Гараж особого назначения Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны СССР» (ГОН) появилось сразу после смерти Владимира Ленина, когда автомобилями стали пользоваться члены Политбюро ЦК ВКП(б).

И начинается долгий период ГОНовской истории, который можно назвать сталинским. Иосиф Сталин поначалу передвигался на относительно простеньком Vauxhall, перешедшем к Народному Комиссару по делам национальностей (так именовалась первая официальная должность Иосифа Джугашвили в советском правительстве) от матери Николая II, Марии Федоровны. Но в Гражданскую Сталин получил в недолгое распоряжение роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. И, по общепринятому мнению, навсегда влюбился в эту американскую марку! Packard станет прообразом некоторых легковых ЗиСов, эстетическим и техническим ориентиром для зарождающегося советского автопрома. Первые броневики для советских вождей тоже были 12-цилиндровыми Паккардами, только уже более современной по состоянию на 1936 год модели Twelve: 14 машин скрытого бронирования на шасси 1408 и 1508 специально заказали в Америке. По разным публикациям ходит апокрифическая байка, что один длиннобазный бронированный Twelve Сталину подарил лично Рузвельт, в 1935 году, машина была белой, но в Москве ее быстренько перекрасили в наркомовский черный. Но это не более чем легенда.

Некоторые историки говорят, что и любовь Сталина к Packard — тоже миф. Согласно документам и фото, вплоть до закупки бронированных Паккардов он в основном ездил на Роллсах. Выбор Паккарда как основной машины это не любовь вождя, а результат накопленного опыта эксплуатации американской техники. Ее стали использовать в конце 20-х из-за постоянных проблем с Британией и, соответственно, закупками машин и запчастей.

Packard Twelve, модель 1508, 1937 год. Шесть мест, 12 цилиндров/7,75 литра, 180 л.с., 4710 кг снаряженной массы. Толщина брони — 6–6,35 мм, толщина стекол — 6,6 мм

На фото — одна из вышеупомянутых 14 машин. Она действительно возила вождя, попав после его смерти в музей подарков Сталину. Дальнейшая история автомобиля хорошо задокументирована: возвращение в ГОН, в 1968 году передача на «Мосфильм», где Юрий Озеров снимал эпический фильм «Освобождение». В фильме Packard Twelve аутентично возит актера Бухути Закариадзе, игравшего Сталина. И после окончания съемок машина остается на киностудии.

В 1989 по ходатайству Льва Шугурова и банкира Александра Петрова (владельца «Профбанка», большого любителя представительских ЗиЛов) машину передали чемпиону мира по стрельбе Юрию Алехину, у которого уже было несколько Паккардов.

В сентябре 1997 Паккард переходит в коллекцию Михаила Де Буара, самого известного собирателя икон в стране. После смерти которого попадает к Руслану Тарпану, «теневому хозяину» Одессы, как его называют СМИ. Потом около 15 лет машину реставрировал Вячеслав Лен. Но принадлежит Паккард по-прежнему Тарпану, и на выставке он — почетный временный гость.

ЗиС-101

Белоснежный ЗиС-101 никогда в ГОНе не работал, это машина из заводской коллекции, выкупленная Кириллом Молодцовым и долгое время стоявшая в холле высотного здания заводоуправления.

Равно как и находящийся неподалеку бронированный ЗиС-115.
ЗиС-115, бронированный вариант ЗиС-110. Снаряженная масса — 4170 кг, вес бронекорпуса — 930 кг, а стекол — 300 кг. 6,0-литровый мотор мощностью 141 л.с. разгонял броневик до 130 км/ч. Возила ли эта конкретная машина Сталина — не совсем понятно, но то, что Иосиф Виссарионович после Паккарда пользовался ЗиС-115 — факт

Теперь машины попроще.

ГАЗ-М20 «Победа»

Теперь просто фото и фото самой новой. судить вам. Мне понравилось.

И последнее поколение «членовозов» — Аурусы на платформе ЕМП. Посетителей встречает деревянный лимузин:


И совсем непонятно, что делает на ГОНовской выставке кустарно-студенческий родстер «Крым»
Подводя итог: музей ГОНа вышел добротным; как минимум в нем не чувствуется стесненности в средствах. Но те его части, что повествуют о «трудности и опасности службы» — холодны, даже безжизненны. Глаза посетителей загораются только при входе в исторический зал.

Полный фоторепортаж по ссылке

В завершении маленький шорт репортаж из музея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *